Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.
УМК «Планета знаний». Автор Э.Э. Кац
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
- развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.
Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,
Этапы урока, время
|
Деятельность учителя
|
Действия учащихся
|
I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
(организационный момент)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.
Методы: подводящий к теме диалог.
|
Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!
Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.
А что значит быть внимательными читателями?
|
- Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте.
|
II. Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок.
Метод: диалог.
Продуктивное задание: дополнение схемы
Мотивирующий приём: загадки.
|
- Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?
- Чем отличается сказка от других жанров литературы?
- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?
- Назовите авторские сказки.
- Назовите народные сказки.
- Дополните предложенную схему.
Сказки просят:
- А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
1. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!...
4. Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
- Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?
|
- Это всё сказки.
- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.
- Народные и авторские.
- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»
- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.
|
III. «Открытие нового знания»
Цель:
Способы: диалог, парная работа.
Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.
|
- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.
Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.
1) Идёт лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?
2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!
3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?
4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.
Медведь говорит: Я полезу на сосну.
А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.
6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.
Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
Но вначале проведём словарную разминку.
- словарная разминка:
чув-ство со-чув-ство-вать
чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный
- Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?
- Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.
- Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.
- А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.
|
- Это лиса.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и медведь»
«Лисичка со скалочкой»
«Котофей Иванович»
«Лисичка-сестричка и волк»
- Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.
|
IV. Первичное закрепле-ние.
Цель:
Способы: фронтальная работа.
Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог.
Физминутка
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.
Способы: работа в парах.
|
- Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?
- А для чего деду понадобилась лиса?
- Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?
- Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?
- Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?
- Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?
- Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
А впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
- А сейчас работаем в паре. На странице 66 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям.
|
Усталость, радость, страх, злость.
Злость, обида.
Радость, торжество
Выполняют:
- Хлопки над головой
- Бег на цыпочках.
- Подражают волку.
- Садятся за парты.
Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог
|
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Методы: самоконтроль, самооценка.
|
- А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.66 – 67)
- Оцените свою работу с помощью сигналов.
- справился - не справился
|
Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов (красный – справился, синий – не справился).
|
VI. Домашнее задание.
|
Сегодня мы познакомились только с одним из главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно.
|
Запись домашнего задания
|
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Методы: выполнение продуктивных заданий.
|
- Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?
- Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера).
лисонька
|
хитрая
|
хитрит
|
обманщица
|
Кумушка
лисичка - сестричка
Патрикеевна плутовка кума
|
…
|
…
|
…
|
-Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по 2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий.
- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.
- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?
Прозвенел для нас звонок.
Всем спасибо за урок.
|
- Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая , привлекательная, рыжая, злая.
- Обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется.
Воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга
Дети проводят самооценку.
Дети показывают карточки с изображением животных.
Дети учатся оценивать работу других детей.
|
|